Брендовая идея
фото © Валерий Мельников

фото © Валерий Мельников

В Таганроге разрабатывают марку «Сделано в Таганроге»

Слово «бренд», мода на которое в прошлом году докатилась наконец до Таганрога, прижилось потихоньку и вошло в обиход у представителей местной администрации. Но если с созданием бренда города в целом по примеру Омской области («Медвежья лапа») дело как-то заглохло само собой, то с брендированием того, что в городе производится, — как раз в самом разгаре.

Когда об этом заявил начальник управления экономического развития городской администрации Константин Савенко, горожане задумались. Мы, заявил г-н Савенко, работаем над созданием «единого бренда “Сделано в Таганроге”» (made in Taganrog, если вдруг представить расширение идеи, так сказать, до международного масштаба). Население тут же кинулось лихорадочно вспоминать, что ж такое общеизвестное производится в Таганроге и где это можно купить, кроме Центрального городского рынка.

Заговор сетевиков

Отчасти появлению на свет дерзкой идеи обозначить на всех уровнях таганрогских производителей посредством гордого ярлычка способствовало то обстоятельство, что у них, производителей, никак не складываются отношения с федеральными сетями. И даже попытки администрации сесть с тем же «Магнитом» (36 магазинов в городе — самая крупная сеть. — РП.) за стол переговоров, усадив рядом таганрогских производителей — мол, у нас товар, у вас купец, — ничего не изменили. И заголовки в прессе — «Мэрия Таганрога предложила сети “Магнит” пополнить ассортимент местными товарами» — остались только заголовками. По мнению таганрогских предпринимателей, условия, которые предлагаются торговой сетью, таковы, что сотрудничество оказывается просто невыгодным или вовсе невозможным. В их числе называют, например, отсрочку оплаты на срок до 45 дней, а также возврат всей партии товара в последний день истечения срока годности.

В очередной раз обратившись к сетевикам по поводу местных производителей, начальник управления торговли Татьяна Картавенко проинформировала общественность, что «решается вопрос об обращении в антимонопольную службу по поводу определения удельного веса сетевиков в обороте розничной торговли города».

– Ведь таганрожцы хотят видеть на прилавках магазинов местную продукцию, охотно ее приобретают, поэтому мы будем делать все возможное, чтобы решить проблему в пользу потребителей, — сказала она.

И тогда таганрогские власти решили сделать ход конем.

Мы, заявил Константин Савенко (сам, кстати, в недавнем прошлом владелец сети продуктовых магазинов местного значения), сначала «попытаемся поднять интерес наших жителей к местным товарам». Чтобы «наш покупатель, заходя в магазин, искал глазами товар со значком “Сделано в Таганроге”». Когда, по мнению Савенко, тот же покупатель будет заходить в «Магнитым с «Перекрестками» и, не увидев брендированных товаров, — внимание! — конечно же, «начнет спрашивать — а где у вас “Сделано в Таганроге”»? При этом сетевики осознают, что они отказывались от своего счастья самым глупым образом, и, по словам Савенко, «начнут думать — а не брать ли и нам эти товары»?

Поэтому администрация города объявила конкурс на разработку логотипа этого самого единого таганрогского бренда. С небольшим призовым фондом — победитель получит 30 тыс. рублей. Сам же начальник управления экономразвития считает, что «лучшей наградой победителю» будет вовсе не премия, а возможность созерцать разработанный им логотип на полках наших магазинов. На сайте городской администрации задача звучит так: «В бренд “Сделано в Таганроге” должно входить не только качество продуктов, товаров, но и восприятие “качества” самого города Таганрога, его имидж как внутри региона, так и по всей России. Логотипом будет маркирована продукция местных товаропроизводителей. Основная цель — привлечь людей покупать местные товары, причем акцент делать на качество товара и его доступность».

Известный таганрогский ресторатор и предприниматель Сергей Зубченко (раньше занимался производством пельменей и полуфабрикатов, теперь производит кондитерские изделия и торты) весьма скептически отнесся к идее продвижения местных товаров в массы при помощи значка.

– Вся эта лабуда с торговой маркой — от беспомощности в продвижении товаров местных производителей в торговые сети типа пятерочек и магнитов! — заявил он «Русской планете». — Работать с сетями — это заведомая головная боль, прежде всего по возврату денег (45 суток), во-вторых, работать они абы с кем не будут, у них своя мафия, свои производители. А местная власть никак сети работать с нами заставить не может, куда им тягаться с Москвой и Питером.

– Отказ сетей работать с местными и привел к этому бреду с брендом, — довольно категорично отзывается другой предприниматель, попросивший не называть его имя. — Есть много других способов помочь местным производителям. На одном из совещаний бизнесмены предлагали выделить на Центральном рынке места под магазины только для местных производителей. И что? И ничего — все уже забыли об этом. В работе нынешней администрации много популизма. А реальной работы мало.

«Зато у нас дешевле и вкуснее»

Покупатель не так часто делает выбор того или иного продукта исходя из географических или патриотических соображений, говорят скептики. Он выбирает исходя из соотношения «цена — качество» плюс личные предпочтения и привычки. И если из двух аналогичных продуктов один будет дешевле и вкуснее, а второй «Сделан в Таганроге», то не факт, что покупатель «клюнет» на значок так же, как порой «клюет» на бросающиеся в глаза наклеечки «акция» или «красная цена». Опять же конкуренты тоже, скорее всего, не станут зевать и налепят без всякого конкурсов и призовых фондов на свои товары свои этикетки. Вы находите этикетку «Сделано в Таганроге», а рядом другая — «Зато у нас дешевле и вкуснее»…

«Зачастую наши люди не знают, что в городе производится», — стоят на своем таганрогские власти. Как выразился тот же начальник управления экономики Константин Савенко, мы (очевидно, администрация) сами иной раз узнаем, что у нас, оказывается, производят то или это…

Способствовать тому, чтобы знали, должен будет некий «каталог местных производителей». Его администрация намерена в скором времени выпустить. Размещать в этом каталоге информацию о себе наши производители смогут бесплатно. И даже при всем при этом, снова вздыхают власти, некоторых приходится уговаривать, что это не администрации надо, а им самим.

– Я довольно давно уехала из родного Таганрога, живу в столице, но считаю в душе себя истинной таганроженкой и всегда с гордостью говорю, откуда я родом. Так что идея создания бренда «Сделано в Таганроге» мне по душе, — говорит Юлиана Донская, член Союза композиторов России, автор песен Пугачевой, Киркорова, Леонтьева, Аллегровой. — Я всегда искренне радуюсь, когда вижу, что люди из самых разных городов и даже стран знают этот город, знаменитые имена, с ним связанные. Первое, что вспоминается мне  из «брендов» моего таганрогского детства, — это восхитительное таганрогское мороженое. Мне кажется, что потом больше ничего подобного я не пробовала. Из детства всплывает и еще одна картина: бочки с удивительным квасом местного изготовления. А какое пиво выпускал наш пивзавод? Это ведь именно в Таганроге в свое время было выпущено роскошное темное пиво под маркой «Жириновский». Где это все сегодня? А вот несколько лет назад я увидела на прилавке колбасу в упаковке с символикой Таганрога и, соответственно, изображением Чехова... Идея, возможно, спорная. Но как-то сразу почувствовала вкус родного города.

Когда на пресс-конференции пришло время задавать вопросы, у г-на Савенко спросили, кого бы он сам отметил из местных производителей.

– У нас есть прекрасный таганрогский колбасный завод, — живо откликнулся Савенко. — Это колбасы от Акименко. У них есть сеть из 24 магазинов «1000 и 1 колбаска» — очень хорошая колбаса. Солдатенко тоже делает колбасу замечательного качества. У нас есть 20 пекарен, 4 обувных производства, кондитерские цеха, производство муки… газовые котлы от «Лемакса», автомобили от «ТагАЗа» и, в конце концов, самолеты от ТАНТК им. Бериева и трубы от Тагмета! Тоже ведь «Сделано в Таганроге»!

Наконец, администрация в лице управления экономического развития вознамерилась продвигать и развивать в городе туризм. Тоже ведь «Сделано в Таганроге»… Правда, в большинстве своем сделано давно и не нами и успело обветшать и обмелеть. Но есть Чехов, есть Раневская, есть какое-никакое море и неповторимый колорит грохочущих на побережье дискотек. Туризм и отдых ведь тоже можно попытаться сделать брендом Таганрога. Поэтому с 13 мая по 13 июня проходит еще один конкурс и тоже с небольшим призовым фондом. Называться он будет «Лучший туристический маршрут по Таганрогу». Примерно в те же сроки в Таганроге проходит исследование на тему «Позиционирование города как туристско-рекреационного центра».

В общем, Таганрог имеет твердое намерение познать наконец «сам себя». Не прошло и 310 лет…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»