Танич, рога и копыта
Прибытие ретропоезда к Старому вокзалу Таганрога. Фото: Светлана Волкова

Прибытие ретропоезда к Старому вокзалу Таганрога. Фото: Светлана Волкова

Таганрог отпраздновал свой 315-й день рождения

12 сентября 1698 года Петр Первый постановил строить в этом месте крепость, которая впоследствии превратилась в город. Празднование Дней города в России вошло в моду пару десятков лет назад. Не стал исключением и Таганрог.

Как все начиналось

Поначалу для всеобщей городской праздничной мобилизации достаточно было просто объявить: День города, гуляем! Народа набивалось, как в час пик в общественном транспорте.

Потом народ ко Дню города начали удивлять. Не просто песнями-танцами-фейерверком и столичной звездой эстрады, а чем-то более существенным. О подарках стали думать загодя. Оргкомитеты начинали заседать чуть не сразу после нового года. А к 300-летию, которое Таганрог отмечал в 1998 году, — так и вовсе за несколько лет до этой грандиозной даты. Итогом стало строительство Пушкинской набережной, открывшей городу уложенную плиткой дорогу к морю.

На 310 лет в 2008 году замах был поскромнее, но тоже грандиозный. День города был объявлен семейным, и главными его героями стали семейные пары, прожившие вместе до серебряной, золотой, а некоторые и до бриллиантовой свадьбы. Материальным подарком городу к 310-летию стали две скульптуры — персонажи из произведений главного знаменитого земляка всех таганрожцев А. П. Чехова — «Дама с контрабасом» на Пушкинской набережной и «Пирамида» по мотивам знаменитой «Каштанки» у входа в городской парк.

Под знаком Танича

Нынешняя дата — 315 лет, конечно, не сказать, что юбилейная, но точно уж не проходная. И в этом году она почти совпала с 90-летием со дня рождения одного из известных таганрожцев, популярного советского поэта-песенника, прародителя шансона Михаила Танича. Его день рождения — 15 сентября. 13 сентября в Таганроге перед Дворцом молодежи в торжественной обстановке, с речами, песнями и именитыми московскими гостями состоялась закладка символического камня, в который вмонтирована мемориальная табличка. Таким образом отметили место установки памятника поэту. Покрывало с таблички сорвала главная гостья праздника — вдова Михаила Танича Лидия Козлова — эффектная дама, продекламировавшая стихотворные строки своего мужа о его, мужниных взаимоотношениях со славой. Вокруг вдовы в рваных джинсах и солнечных очках стояли популярные исполнительницы песен на слова Михаила Исаевича: Алиса Мон и Алена Апина, а также Хасан Бочаров. Хасан и Алиса, несмотря на небольшую слушательскую аудиторию, исполнили песни, Апина не стала, ограничившись парой слов о Таниче и пригласила всех на вечерний концерт памяти композитора в Зеленом театре городского парка.

– Любому здравомыслящему человеку понятно, что к 90-летнему юбилею Танича надо было не эту иллюзорную табличку водружать, а поставить памятник, — говорит в беседе с корреспондентом «Русской планеты» сотрудник городской администрации, не пожелавший называть свое имя. — И поначалу так и собирались сделать. Но один из первоначально выбранных проектов попал в интернет и был осмеян местными блогерами. Ну и пошли на попятную.

Отметим, что и сама Лидия Козлова в интервью радио «Шансон» нелестно высказалась об увиденном: «Представьте себе такую скульптуру: ножки — в третьей позиции, в одной руке — стихи, в другой — перо. Просто Цискаридзе или ангел, который только что спустился с небес. А ведь Танич был настоящий мужик — плотный, крутой, руки в карманах! Таким и будет его памятник».

Памятник Таничу на месте мемориальной таблички появится в Таганроге после проведения конкурса на лучший его проект. Конкретных сроков власти не устанавливают.

Рога и копыта

В качестве подарка к нынешнему Дню города, видимо, подразумевалось открытие в Таганроге Международного политехнического музея в историческом здании Старого вокзала, которое давно не используется по назначению и само по себе является памятником истории и архитектуры. Открытие состоялось с большой помпой: на перроне играл оркестр, сидели ветераны, высокие гости говорили торжественные речи о возрождении музейного дела в России, которое начнется с Таганрога. Далее на перрон прибыл ретропоезд, и когда отщелкали фотоаппараты, всех пригласили собственно в музей, который уместился в одной из комнат второго этажа вокзала, единственной отремонтированной на фоне полной разрухи (здание находится на реконструкции). Экспозиция под названием «Удивительные истории простых вещей» демонстрировала прародителей предметов, без которых невозможно представить быт современного человека: старинные телефон, проектор, холодильный шкаф, фотоаппарат, радиоприемник, телевизор и даже компьютер. Причем, эта экспозиция была предоставлена московским политехническим музеем. Даже непросвещенному в музейных вопросах человеку было понятно, что это — обычная выставка, притом, без всякого намека на международность. «Это “Рога и копыта”», — услышала корреспондент РП комментарий присутствовавшего на открытии городского общественного деятеля Олега Набокова, который в течение 12 лет возглавляет созданный при таганрогском радиотехническом институте политехнический музей.

– Как можно открывать то, чего нет? — недоумевает в личной беседе с корреспондентом РП Олег Набоков. — И при этом еще и заявлять международный статус. Да, это все похоже на «Рога и копыта» из «12 стульев» Ильфа и Петрова, потому что за вывеской ничего нет. Музей — это ведь очень непросто. Мы собирали экспонаты нашего музея по крупинкам, годами, реликвии приносили сотрудники института, жители города, и каждый экспонат, каждый документ — это наша история, которой мы делимся с людьми. А здесь — пустышка, обман. И мне было стыдно за всех этих высоких гостей, которые вынуждены были делать хорошую мину при плохой игре. (На открытии присутствовали ректор ЮФУ Марина Боровская, руководитель Южного управления минкультуры РФ Татьяна Селедцова, префект юго-восточного административного округа Москвы Владимир Зотов, председатель ЮНЦ РАН академик Геннадий Матишов и др. — Примеч. авт.).

На следующий день после торжественного открытия Международный политехнический музей был закрыт.

Самодеятельность под дождем

Но вернемся к Дню города. Культурный досуг горожан обеспечивали творческие площадки и главная сцена напротив местного «белого дома», на которых городские ансамбли, коллективы и студии выступали со своими номерами. Несколько лет назад отдел культуры горадминистрации решил провести шествие-карнавал по главной улице города, как в Бразилии, только по-нашему, по-таганрогски. С тех пор и повелось. Каждый год в день города в колонну на главной улице Таганрога собираются представители разных общественных организаций, диаспор, танцевальных и певческих коллективов, спортивных школ, учебных заведений, и все двигаются вперед с песнями, танцами, фокусами.

Представление каждая группа давала не на протяжении всего шествия, как изначально задумывалось, а только напротив здания администрации, где во главе с мэром стояло городское руководство.

Вместе с шествием начался в Таганроге дождь, и участники «карнавала», включая маленьких детей, скользили и падали на мокром асфальте. Но никто не останавливался. Всех вдохновлял пример мэра города Владимира Прасолова, простоявшего весь праздник под дождем без зонтика.

Читайте в рубрике «Титульная страница» С Нового года мусор в России будет жить по-новомуСтанет ли в стране меньше отходов, и во что нам это обойдётся? С Нового года мусор в России будет жить по-новому

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»